Мир вам, мои мыслящие любители искусства во всех его проявлениях.

Слушая пластинку, о которой я хочу поговорить сегодня, я много думал о разном. Не в том смысле, что мне в голову приходили разные мысли, а в том смысле, что какими же все-таки разными могут быть вещи и события, описываемые одним и тем же словом-названием… От банального — «автомобиль» — от ржавого отечественного чуда мысли итальянских инженеров 60-х годов до Теслы, или «человек» — от смеющегося младенца на руках любящей матери и до кровожадного тирана, опасающегося только за свою жизнь и сохранение власти.

В музыкальном же плане я размышлял о разнице внутри понятия «саундтрек к фильму». Не так давно я описывал пластинки с музыкой из «Бриолина» — качественные песни в стилистике 50-х, а ведь есть саундтрек, прошу прощения, из фильма «Ёлки» или, и того хуже — из современных отечественных сериалов…

Сегодняшняя пластинка-саундтрек разительно отличается от всего вышеперечисленного и по стилистике и по уровню мастерства автора и исполнителя. Эта музыка не просто где-то звучит кусками в эпизодах кинокартины — она выступает фактически единственным звуковым сопровождением фильма, в силу того, что в нём нет диалогов. Но, обо всем по порядку.

Итак, встречайте — Хикару Хаяси сэнсэй (Hikaru Hayashi) с музыкой из японского кинофильма 1960-го года «Hadaka no shima» (Naked Island / The Island / Остров / Голый остров / 裸の島) режиссера Kaneto Shindo (Канэто Синдо). Мой экземпляр пластинки выпущен во Франции в 1962-м году компанией Barclay и, соответственно, называется «Hikaru Hayashi ‎– L’ile Nue».

Хикару Хаяси — талантливый японский композитор, создавший более 30 опер. Он был художественным руководителем и композитором оперного театра Коннякудза. Его творчество также включает в себя симфонические произведения, камерную музыку, хоровые произведения, песни к более чем ста фильмам. Наиболее часто он работал как раз с режиссером Канэто Синдо.

Теперь о самом фильме. «Hadaka no shima» произвел на меня достаточно тяжелое впечатление и вот почему. Сюжет картины разворачивается в Японии, на крошечном острове в архипелаге Setonaikai. На этом острове живет семья — родители с двумя сыновьями — казалось бы просто идеальное место для жизни, если бы не одно «но» — земля острова бесплодна и на нем нет пресной воды. Для того, чтобы культивировать эту неблагодарную землю и выжить, герои должны постоянно плавать на лодке на другой остров за водой, а потом пытаться донести драгоценную влагу по крайне извилистым и сложным тропкам острова туда, где они пытаются что-то вырастить. Эти действия им необходимо производить постоянно, что, в общем-то, очень подробно и показано в фильме. Довершает же гнетущую картину смерть одного из сыновей — врачи просто не успели добраться к нему на остров. Пересказывать полностью немую картину нет никакого смысла — ее надо смотреть — видеть глаза матери, потерявшего сына, отца семейства, поправляющего долгожданные всходы растений, которые только что чуть не вырвала с корнем его жена, впавшая в ярость от навалившихся бед, детей, получивших возможность полакомиться рисом в городе, продав пойманную ими рыбу… Канэто Синдо снял сильную картину, за что и получил гранд-при Второго Московского международного кинофестиваля в 1961 году.

Но, как бы не был талантлив режиссер, как бы здорово оператор не снимал лица героев, а без музыки Хикару Хаяси фильм бы вышел совсем другим. Черно-белая, немая лента с этой восхитительной музыкой превращается в законченное произведение, которое можно не только смотреть, но и слушать… И я не готов сразу ответить на вопрос, что же из этих двух действий производит на зрителя бОльшее впечатление. Эта музыка с первых нот просто вводит состояние некой медитации и транса, переводя наш мозг в режим «мыслить», а ее ритмичность и цикличность совпадает с бесконечным циклом однообразных действий, разворачивающихся на экране.

Если вам хочется посмотреть качественное, авторское, независимое кино повышенной драматичности — посмотрите «Голый остров» — он в Сети в свободном доступе, а перевод вам не понадобится. Если же для вас это «перебор» — послушайте саундтрек от Хикару Хаяси — эта музыка точно произведет на вас впечатление и заденет что-то в душе.

#HikaruHayashi #soundtrack #NakedIsland #TheIsland #Остров #Голый остров #裸の島 #LÎlenue