Мой роман с Японией начался очень давно. Тогда я еще был 18-ти летним студентом с густой и странной кашей в голове. Я пытался узнать как можно больше о культуре этой загадочной для любого гайдзина (сокращение от «гайкокудзин» -«иностранец») страны, зачитывался на своем черно-белом Palm m100 всеми авторами-японцами, которых находил в Сети, вел переписку (тогда еще и бумажную, наряду с ICQ и e-mail) с местными жителями, в общем, бредил «Ниппон коку» по полной программе. Помню, как меня удивляли фотографии в традиционных кимоно с выпускного моей японской знакомой, эти фантастические виды цветущих по весне садов, реальный «22-й век» в технологиях, в то время, когда у нас еще с огромным трудом уходил в прошлое век 20-й.

Японской музыкой же, я не увлекался. Традиционная манера исполнения меня не привлекала, а современную музыку я тогда почти не слушал. Намного позже я узнал, что, оказывается, в Японии фантастическая джазовая школа, масса прекрасных музыкантов и, как считают некоторые критики — » японский джаз как музыка передаёт идеалы и атмосферу дзэн-буддизма» — что еще надо от музыки.

Сегодня я хочу познакомить вас с замечательным джазовым саксофонистом и флейтистом Садао Ватанабэ (渡 辺 貞 夫, Watanabe Sadao). Наибольшую известность ему принесли записи босса-новы и его совместные проекты в разных жанрах с музыкантами по всему миру. Более десяти альбомов Садао Ватанабэ побывали в ТОП-50 чарта Billboard, а два попали в первую десятку. Если же говорить об «отраслевых», джазовых чартах — то тут он покорял вершину не один раз. Кроме того, Ватанабэ-сенсей удостоился «Ордена Восходящего Солнца», императорской «Медали Почета» за вклад в искусство и музыкальной «Премии Фумио Нанри» (названа в честь японского джазового трубача, который стал первым джазовым музыкантом Японии, широко известным за пределами страны).

Пластинка, которую мы сегодня послушаем — семидюймовый сингл выпуска 1980-го года из Великобритании «No Problem / All About Love». В описании к обеим композициям указано, что они взяты с альбома того же года «How’s everything». Если это верное утверждение — значит эти треки были записаны «живьем» на концертах в Budokan («Ниппон Будокан» — крытая арена в Токио), прошедших 2-4 июля 1980 года. Звучат композиции просто волшебно, еще бы, ведь их играет не один человек, а целая «армия»: гитарист Эрик Гэйл, барабанщик Стив Гэдд, пианист Ричард Ти, басист Энтони Джексон, гитарист Джефф Миронов, пианист Дейв Грусин, перкуссионист Ральф Макдональд, трубач Джон Фаддис и Токийский филармонический оркестр (Eric Gale, Steve Gadd, Richard Tee, Anthony Jackson, Jeff Mironov, Dave Grusin, Ralph MacDonald, John Fadiss and The Tokyo Philharmonic Orchestra).

Если говорить о самих мелодиях, то сразу бросается в глаза их разноплановость — «No Problem», написанная Садао Ватанабэ, легкая, жизнерадостная, из разряда «не беспокойся, будь счастлив», а вот «All About Love», авторства пианиста Дейва Грусина — проникновенная, цепляющая, глубокая и нежная. Слушать такие композиции само по себе очень приятное и успокаивающее занятие, а в исполнении такого состава — просто волшебно.

Думаю, если вы решите познакомиться с творчеством Садао Ватанабэ — не стоит ограничиваться прослушиванием только этих двух композиций, для начала подойдет и весь альбом «How’s everything», а там уж можно и все остальное из творчества Садао Ватанабэ потихоньку переслушать долгими зимними вечерами — удовольствие гарантировано.

#japan #japanjazz #jazz #WatanabeSadao #SadaoWatanabe #渡 辺 貞 夫 #vinyl