Хвала Варабайбе, Шапитуку и всем прочим богам мира Хомана — мы снова встретились с вами, мои смешливые и озорные друзья.

Так случилось, что большая часть обсуждаемой и любимой вами музыки — вполне себе серьезные композиции, несущие некий посыл, рассуждающие (в тексте, если это песня, или исключительно в мелодии) о любви, дружбе, смысле жизни, или же о потере этого самого смысла, любви и дружбы и т.д. Это, бесспорно, замечательно — музыка должна будить в человеках чувства, лучше если светлые и необходимые в данную минуту именно вам. Но за всем этим «серьезным» репертуаром, как-то совсем выпали из нашего поля зрения музыканты, работавшие в комедийном жанре. Конечно таких всегда было немного, особенно, если говорить о профессиональных исполнителях, создающих сатирические обработки популярных песен и классической музыки. Думаю, пора это исправить.

Итак, не надорвите животики и хорошенько похлопайте музыканту, руководителю эстрадного оркестра мистеру Spike Jones (Спайку Джонсу) and his (и его) City Slickers (городским пройдохам). Lindley Armstrong Jones (настоящее имя Спайка, 1911 – 1965) был не просто музыкантом, он был музыкальным гением — он делал уморительные сатирические каверы не только популярных песен из хит-парада, но и сбивал излишнюю спесь с напыщенных классических композиций. Он превращал выступления своего коллектива в грандиозное шоу — реквизит занимал целый железнодорожный вагон, а эффекты, созданные без применения какой-либо электроники, заставляли глаза зрителей лезть из орбит все выше и выше на лоб.

Во времена активной деятельности Спайка Джонса считалось, что музыкант не достиг истинного успеха, пока Spike Jones & City Slickers не «уничтожили» его песню. Интересно то, что начинал свою карьеру Spike Jones вполне классически — он был джазовым барабанщиком на радиосессиях, работающим с такими звездами, как Фред Астэр и Бинг Кросби. Но, видимо, этого ему было мало. Даже после добавления к своим барабанам звуков колокольчиков, пистолетов, свистов и сирен ему хотелось большего, у него зрели более сумасшедшие идеи. И вот, в начале 40-х он сформировал City Slickers, а к 1942 году его шестой альбом под названием — «Der Fuehrer’s Face» («Лицо Фюрера») стал национальным хитом, а его шоу достаточно долго имело грандиозный успех на радио и на телевидении.

Что касается самой пластинки — мне впервые в жизни в руки попал 10-ти дюймовый shellac на 78 оборотов (пластинка сделана не из привычного винила, как современные на 33 и 45 оборотов, она намного толще, тяжелее, более хрупкая) выпущенная в феврале 1945 года в Великобритании лейблом His Master’s Voice. Чисто по ощущениям — жаль, что технологии шагнули вперед — держать такой шеллак-диск в руках намного приятнее, да и конверт прямо-таки говорит о своей антикварности, да еще и логотип His Master’s Voice («Голос его хозяина») — собака, слушающая граммофон, способствует созданию атмосферы. На диске две композиции — совершенно уморительная Clink, Clink, Another Drink (обязательно посмотрите видео) и Hotcha Cornia (Black Eyes — да-да, наши родные «очи черные») — крайне забавная переделка, основанная на «Эх, ухнем» и «Очи черные».

Что самое интересное в творчестве Спайка Джонса кроме бросающегося при беглом взгляде комедианства? Он достиг такого умения в своей сложной и тонкой профессии, что как только вы услышали какую-либо мелодию в обработке Джонса, вы уже не сможете воспринимать ее оригинальное звучание и ее первого исполнителя так же серьезно. Я считаю, что в мире взрослых, напыщенных и суровых дядек и тётек это очень классное волшебство — послушайте, посмотрите видео и улыбнитесь.

#spikejones #cityslickers #vinyl