Достаточно долгое время, пока наш город заливало бесконечными дождями, я слушал исключительно крунеров, они попадали в настроение, успокаивали, давали возможность сосредоточиться. Соответственно, писал я в последнее время тоже только об этом направлении музыки. Но, как бы не завораживали меня звуки их голосов, а от джаза мне уже не убежать, он уже проник в меня, пустил корни глубоко в моем сердце. Поэтому сегодня я хочу вернуться из мира Голоса в мир Музыки.

Поможет мне в этом замечательный американский саксофонист, потомственный одессит и житомирянин, человек с прозвищем «The Sound» («Звук»), многократный лауреат премии «Грэмми» — Стэн Гетц (Stan Getz, настоящее имя Стенли Гаецкий).

Родился Стенли Гаецкий в еврейской семье, старшее поколение которой перебралось в США из Лондона, куда они, в свою очередь, приехали из Житомира и Одессы. Еще в младшей школе Стэн начал играть на контрабасе и виолончели, а с 12-ти лет начал осваивать саксофон, что и определило его дальнейшую судьбу и дало нам возможность наслаждаться его творчеством.

После 1943-го года, когда Гетц убежал из дома и начал гастролировать с диксиленд-бэндом Джека Тигардена, Стэн сменил множество оркестров и партнеров — это похоже на какой-то калейдоскоп: оркестр Стэна Кентона, оркестр Рэнди Брукса, собственное трио в свинг-клубе в Голливуде, в 1949 году — собственный квартет, потом руководство секстетом , в 1956-57 гг. — турне с музыкантами «филармонического джаза» (JATP), а с конца 1958-го года Гетц вообще остался жить в Копенгагене на следующие три года.

Дальше же начался более интересный для меня этап в жизни и творчестве Стэна Гетца — в феврале 1962-го года он выпускает запись с гитаристом Чарли Бердом (Charlie Byrd) — «Jazz Samba» в стиле босанова, «Desafinado» с которой в их исполнении становится мега-популярной. Продолжая двигаться в этом направлении, Гетц выступал в стиле босанова с оркестром Гари Макфарленда, Луисом Бонфа и Лауриндо Алмейда, а его пластинка Getz/Gilberto (совместно с Антонио Карлосом Жобимом и Аструд Жилберту) стала очень популярной благодаря «Девушке из Ипанемы» («The Girl from Ipanema»).

После этого успеха Гетц продолжал экспериментировать, менять коллективы, создавая классические альбомы вроде «Sweet Rain» с Чиком Кориа («Chick» Corea), и пробуя себя в стиле фьюжн. К сожалению, прожил Стэн Гетц не очень долго — 64 года, что особенно грустно, учитывая, что после достаточно долгого перерыва Гетц начал активно записываться последние несколько лет перед смертью.

Пластинка, идущая неким фоном к сегодняшнему нашему разговору — сингл 1962-го года «Jazz Theme From Dr. Kildare / Desafinado», выпущенная в Великобритании компанией His Master’s Voice. На пластинке две композиции — единолично-Гетцевская «Jazz Theme From Dr. Kildare» (еще ее называют «Three Stars Will Shine Tonight» — тема из сериала о докторе Kildare, выходившем с 1961-го по 1966-й годы, с Richard Chamberlain в главной роли) и уже упоминавшийся хит Гетца совместно с Чарли Бердом — «Desafinado» (песня бразильского композитора Антонио Карлоса Жобима, написанная в 1958 году, «desafinado» — «мимо нот», «фальшиво», в начале 60-х стала «визиткой» босановы, вошла в число джазовых стандартов).

Композиции эти очень разные, что не удивительно — первая и сыграна одним Гетцем и написана не бразильцем, в отличие от «Desafinado», но, как мне кажется, в этом и есть вся прелесть данной пластинки — можно услышать разного Стэна Гетца, прислушаться, как он оправдывает свое прозвище в первом и во втором случае, какие «звуки» выдает его саксофон.

Не любить Гетца (по моему скромному мнению) — тоже, что не любить дышать — глупо, вредно, да еще и приведет к кислородному голоданию и отмиранию клеток мозга. Поэтому — не болейте, не мучайте свой организм всякой музыкальной дрянью, а слушайте сказочный sax мистера «The Sound».

#StanGetz #jazz #sax #Desafinado #vinyl